Музей обороны Ленинграда. Сквер Гранина Соляной пер., 9
В июле 1941 года в здании будущего музея обороны Ленинграда расположились части 3-го стрелкового полка Кировской дивизии народного ополчения. Д. Гранин был инструктором политотдела этой дивизии. 10 июля из разных мест, в том числе и из Соляного переулка на фронт отправились соединения 1-й (Кировской) дивизии народного ополчения.
В декабре 1943 года Военный Совет Ленинградского фронта принял постановление об организации выставки «Героическая защита Ленинграда». Для создания выставки были привлечены огромные людские и материальные ресурсы. Развернуть выставку было решено в помещении бывшего сельскохозяйственного музея в Соляном городке. Работы начались в январе 1944 года, а уже 30 апреля состоялось торжественное открытие выставки. Она заняла 26 залов, которые оформляли отозванные с фронта художники под руководством Николая Михайловича Суетина, ученика К. Малевича, оформлявшего в 1930-е годы советские павильоны на Международных выставках в Париже и Нью-Йорке. Руководителем и вдохновителем выставки был Лев Львович Раков, историк, офицер, бывший преподаватель ЛГУ и ученый секретарь Эрмитажа. Успех выставки превзошел все ожидания: за первые 6 месяцев ее посетило 220 тыс. человек. В 1945 году выставка была реорганизована в музей обороны Ленинграда. Были открыты новые залы, число которых достигло 37, представлены новые экспонаты. Музей по-прежнему пользовался огромной популярностью, уступая по посещаемости в те годы только Эрмитажу. Однако, после нескольких лет небывалого успеха музей ждала трагическая судьба: в 1949 году он был закрыт, а в 1953 ликвидирован. Его здания были переданы военным. В 1989 году по инициативе общественности, в том числе Даниила Александровича, музей был возрожден, однако для него был выделен только один зал площадью 600 м².
В 2018 году, в преддверии празднования 100-летия со дня рождения Д. А. Гранина, скверу перед музеем было присвоено имя писателя.
«В Соляном городке у Фонтанки в мае 1946 года был торжественно открыт Музей обороны Ленинграда. Создавать его начали еще во время блокады, сперва сделали выставку, потом ее превратили в постоянный музей. Анфилады залов бывшей в 1870 году Всероссийской промышленной выставки заполнили замечательные экспонаты: прославленные самолеты Ленинградского фронта, подлинные дневники блокадников, трофеи, диорамы, военные карты, картины блокадных художников, скульптуры, макеты городских укреплений, блокадных квартир, хлебозаводов… Тридцать семь тысяч экспонатов, или, как говорят, единиц хранения, позволили развернуть впечатляющую экспозицию. Это был первый музей истории Великой Отечественной войны.
Разумеется, Музей обороны преподносил блокаду, соответственно требованиям времени, прежде всего как героическую эпопею, как подвиг ленинградцев, жителей города и воинов Ленфронта, руководимых партией Ленина — Сталина. 900 дней мужества и стойкости города и, конечно, помощь, оказанная ему страной. Страдания и муки матерей, мужей, детей, ужас голодных смертей в замороженных квартирах, машины, гибнущие на Дороге жизни, — все это было отодвинуто, по возможности заслонено усилиями по спасению детей, эвакуацией, работой отрядов комсомольцев, войск МПВО. И уж, конечно, ни слова о мародерстве, о людоедстве и прочих “негативных явлениях”.
Упрекать в этом создателей музея нельзя.
Когда началось знаменитое “Ленинградское дело”, музей подвергся форменному разгрому. Можно сказать, что первый гнев был сорван на музее, первые удары обрушились на него.
В вину создателям Музея обороны поставили “выпячиванье ленинградских руководителей”. Вычислили, что портрет секретаря Ленинградского обкома Попкова равен по величине портрету Сталина. Что портретов Сталина мало, а портретов руководителей Ленинграда в годы блокады, того же Попкова, Кузнецова, Капустина и других, — много. Роль ЦК партии в “спасении” Ленинграда показана недостаточно. В музее “нашли” оружие. Не важно, что у выставленных в экспозиции автоматов, пистолетов стволы были просверлены, оружие “несомненно для диверсии”!
Руководство музея было арестовано. Они проходили по “Ленинградскому делу”».
(Гранин Д.А. «Блокадная книга» без цензуры и ретуши).
Пролистать наверх